Развитие функциональной грамотности на уроках физики

Физика — сложный предмет, и ее задачи, формулы, графики и диаграммы невозможно запомнит, поэтому ученик должен понять и усвоить их всем сердцем. Чтобы заинтересовать учащихся физикой, учителю требуется мастерство. Используя достижения новых технологий, мы обсудим темы, связанные с состоянием, изменением и структурой материального мира, что является общей и фундаментальной наукой физикой, то есть естественными науками. В частности, на своих занятиях я использую различные стратегии из технологии «Критическое мышление». При использовании различных методов обучения повышается содержание и качество урока; развиваются ответственность и креативность; ученик может самостоятельно оценивать и повышать уровень своих знаний; интерес к предмету возрастает. Развивая творческие способности каждого ученика и предоставляя возможности для исследования, расширяются горизонты теоретических знаний. Уровень логического мышления развивается и достигает точки, когда полученные знания можно доказать на практике.
Невозможно представить себе жизнь человека без физики. Окружающая среда находится в гармонии с законами физики. Электрическая энергия, тепло, импульс тела, мощность и работа тока, движение автомобилей и поездов, самолетов и вертолетов — все это вытекает из законов физики. Когда физика вошла в жизнь человека? Значительную часть философского творчества восточного ученого аль-Фараби составляет физика, то есть наука о природе. Термин «физика» впервые фигурирует в трактатах одного из величайших мыслителей древности – Аристотеля (ІV до нашей эры). Первоначально термины «физика» и «философия» были синонимами, так как в основе обеих дисциплин лежало стремление объяснить законы функционирования Вселенной. Однако в результате научной революции XVI века физика развилась в самостоятельную научную отрасль.
Моя главная задача — объяснить школьникам смысл предмета «Физика» посредством его преподавания. Физика — тесно связано с математикой, историей и естественными науками. В общем смысле физика изучает основные (фундаментальные) соотношения и законы природы. В классе бывает ученик, который исключительно одарён, то есть склонен к физике. Так вот, у другого ярко выражены гуманитарные наклонности. Поэтому я преподаю физику, объясняя важность учебы и обучения, а также связывая это с примерами из реальной жизни. Например, при ходьбе по полимерным полам в современных домах, наступании на синтетические ковры или снятии нейлоновой одежды наблюдается электрический заряд. Учащиеся могут наглядно убедиться в этом, проводя эксперименты дома.
На вопрос: —«Почему происходит явление зарядки?»
—«Согласно законам физики, синтетические материалы не проводят электрический заряд и хорошо его сохраняют», — отвечает ученики.
Независимо от того, какой предмет мы преподаем ученикам старших классов, прилагаю все усилия для развития их навыков чтения, письма и функциональной грамотности, а также для обеспечения полного усвоения ими тем предмета. Основная задача функциональной грамотности — показать, что учитель, обучая ребенка, формирует у него свободу, активность, творческое мышление, а также учит ребенка принимать самостоятельные решения. Я широко использую методы, сочетающие качественные виртуальные и практические лабораторные работы по физике для развития функциональной грамотности учащихся. Я провожу мастер-классы на уроках физики, чтобы поделиться опытом с помощью методов и примеров задач для повышения функциональной грамотности учащихся. Практические занятия проводят преподаватели физических предметных объединений. Физика связана в частности, с химией, биологией, географией и астрономией с помощью практических занятий, а также проверяю уровень их знаний, давая им задания и анализируя их.
МОЛДАБЕКОВА Майра Сейтжановна,
учитель физики.
Заместитель директора по учебной работе «Гимназии №15» г.Алматы
*Для своей статьи я использовала основные
данные из учебника физики.
Фото:Metior.ru