«Работа с текстом как средство развития грамотности учащихся»
Повышение функциональной грамотности учащихся является основной частью образовательного процесса. Функциональная грамотность – это способность человека использовать полученные знания, навыки и умения для решения жизненных задач в различных сферах.
Испокон веков в нашем народе особым уважением пользовались люди — ораторы, умелые, свободно владеющие своим языком. Эта группа людей много знала, много училась и имела столько знаний. Эта тенденция не утратила своего значения даже в XXI веке. Однако, как педагог, я заметила, что под влиянием применения новых технологий и старшие, и младшие не договаривают свою речь полностью, а обрывают ее. Когда мы разговариваем друг с другом через гаджеты, мы привыкли использовать разные картинки – смайлики в зависимости от нашего настроения. Это характерно и для взрослых. Чтобы нам, ученикам, говорить правильно и прививать суть родного языка, необходимо в семье говорить чисто, не мутя свой язык. С начальной школы, когда ребенок изучает буквы, учитель учит своих учеников максимально распознавать гласные и согласные, отмечать их, писать названия вещей, людей, членов семьи, складывая буквы. Учит буквы, пишет слова из букв, составляет предложения из слов. Однако в семье это правило нарушается, и дети при разговоре не доконца доводить слова и поэтому речь получается краткими. Сегодня дети учатся писать так же, как учатся говорить. Чтобы избежать такого разрыва между моими учениками, я развиваю устную речь и грамотно писать, одновременно развивая устную речь.
Когда у детей большой словарный запас дома и в школе, они говорят без заикания, проявляют свою компетентность в написании сочинений и эссе. Именно поэтому я уделяю много внимания работе с текстом, когда обучаю учащихся. Сначала читаем текст один за другим. Затем учащиеся подводят итог. Я отслеживаю, сколько слов сказал ученик по содержанию предыдущего текста. Каждый ученик произносит слова, связанные с памятью. Затем я спрашиваю учащихся, в скольких словах произнесших текст. Они считают слова своих сверстников и сами отвечают на вопросы.
—Дети, расскажите пожалуйста, почему ваш сверстник знает больше слов, чем вы. Можете ли вы сказать мне, почему? — спрашиваю я.
Интересно, что сами учащиеся ответили на этот вопрос и сказали, что читали текст несколько раз или читали его только на уроке. Поэтому я поручаю учащимся прочитать произведения писателей, относящиеся к теме урока, прочитать стихи поэтов и рассказать их содержание. Сегодня нет препятствий для чтения детьми художественной литературы. В школьной библиотеке достаточно литературы в зависимости от возраста детей. Также может скачивать и читать электронные книги.
По своему опыту знаю, что взятие отрывков из произведений и работа с этим текстом давали результаты. Одним из способов приучения ребенка к книжному обучению является использование способа работы с текстом на уроке в игровой форме, с помощью интерактивной доски, с использованием видеоматериалов через компьютер. Мы также создаем текст с помощью изображений. Например, ученикам: как прошел сегодняшний урок? То есть удовлетворено ли оно? Не понравилось? — спрашиваю я. Сегодняшние дети могут говорить свободно. Поэтому он не скрывает своих мыслей. Я стараюсь координировать свои уроки, основываясь на ответах учеников.
В классе учащимся задаю один и тот же текст. Сможет ли он правильно построить предложение? В чем обратная сторона? Я буду дифференцировать уровень образования каждого ученика и соответственно даю задания. Также я свяжу задания с людьми и природой, окружающей средой и темами, которые интересуют детей. Каждый ученик составляет и пишет текст в зависимости от темы. Я процитирую то, что они написали. На этом этапе я позволю каждому ученику увеличить свой словарный запас, развивая при этом память.
Текст означает — (от лат. textus Ткань; запутанность, сочетание) — человеческая мысль, зафиксированная на каком-либо материальном носителе; в целом связная и полная последовательность символов. Таким образом, из смысловой целостности текста вытекают следующие особенности: Текст – это высказывание на определенную тему;
- В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
- Текст любого размера является относительно автономным (законченным) высказыванием;
- Предложения логически связаны друг с другом;
- К тексту можно подобрать заголовок;
- Правильно отформатированный текст обычно имеет начало и конец.
Упражнения, направленные на формирование знаний и понимания текста:
- -деформированный текст;
- — восстановить последовательность событий;
- — на основании названия и иллюстраций к тексту предложите тему текста и главных героев;
- — окончательный текст;
- — расскажите об авторе или герое;
- — это иллюстративный или словесный план текста.
Для примера возьмем текст «Моя Родина – Казахстан». Я представила текст произведений авторов, написанных о Казахстане. Взяла его с интернет-ресурсов, прочитала ученикаам и спросила: «Как бы вы построили текст по теме?» — Я дала домашнее задание написать эссе на эту тему. Я им объяснила, что копирование авторского текста и работы является плагиатом. Если работа скопирована, она недействительна, то есть не будет оцениваться. Плагиат (от нем. Рlagiat или франц. plagiat, от лат. plagiātus — «грабежукраденный»[1]— незаконное использование или распоряжение физическим лицом охраняемых результатов чужого творческого труда, сопровождающееся предоставлением ложных сведений. другим лицам информация от фактического автора.[2]Если приводится цитата, то должны указать ссылку, кто автор и из какого произведения она взята.
По энтузиазму, активности и интересу учащихся к новому видно, что работа с текстом, происходящая на каждом уроке, дает свои результаты в повышении функциональной грамотности учащихся. При обсуждении текста тема занимает важное место. После того, как я читаю ученикам какой-либо текст из учебника или произведение по плану урока, я спрашиваю их, какое название можно дать этому тексту. Интересны понимание учащимися содержания текста, новые темы, связанные с современностью. Тема – смысловое ядро текста, сжатое и обобщенное содержание текста. [3]
В заключение отметим, что каждый учитель должен воспитывать ученика в соответствии с современными тенденциями. Сегодняшний ученик – человек завтрашнего дня. Поэтому нам необходимо вместе с родителями посвятить все свои знания и умения образованию каждого ученика, который преподает. Сегодняшняя школа обучает каждого ученика повышать свою грамотность и становиться экспертом в своей области, независимо от того, в какой области он будет работать в будущем. Функциональная грамотность – это способность использовать базовые навыки чтения и письма для решения повседневных и профессиональных задач. Когда мы говорим о том, что человек достиг функционального уровня, как правило, мы говорим о способности успешно действовать в обычных обстоятельствах. заключается в расширении знаний и деловых навыков студентов, повышении их культуры, развитии способностей, творческих возможностей, индивидуальности, формировании гуманистической системы ценностей.
ЖАЛГАСБАЕВА Жанар Кайсаровна,
учитель русского языка и литературы
КГУ «Енбекская средняя школа с Орнекской начальной школы»
Алматинской области, Енбекшиказахского района