Особенности преподавания математики в школе
«Математика — это ключ и дверь ко всем наукам».
Галилео Галилей
Наши ученые предки доказали, что жизнь человека состоит непосредственно из математики. Их открытия стали великой наукой, и сегодня мы преподаем математику в школе. Когда говорим о предмете математики, мы обращаем внимание на историю ее возникновения. Математика (греч. μαμήτης — наука, знание, изучение; μαθαμητικός — желание знать) — наука о числовых отношениях реального мира и пространственных формах.[1] История математики – наука, изучающая развитие математики с древнейших времен до современности. [2]
Я преподаю математику в школе имени М.Хамраева. Этот предмет мне очень нравился, когда я училась в школе. Вот почему я изучала математику самостоятельно и много ее особенности. И выбрала профессию учитель, я теперь учитель по математике. Окончила КазНУ имени аль-Фараби по специальности биология (бакалавриат), магистратуру. Потом окончила Казахский Национальный Женский Педагогический Университет по специальности математика. Этот предмет очень сложный, поэтому не всем ученикам в классе нравится. Поэтому, я работаю с каждым учеником индивидуально и учу сложным математическим формулам и задачам на их основе, связывая их с жизнью. Математика была с человечеством с момента его зарождения. Люди до нашего времени использовали математику в своей жизни. Прежде чем начать урок для учащихся, я остановлюсь на истории математики в каждый период в зависимости от темы урока, приведу современные примеры, а также на ее особенностях в XXI веке.
Оценка выставляется за активность обучающегося на уроке и выполнении домашних заданий, пунктуальность, ответственность при выполнении задания качественно и в соответствии с требованиями. И, скажем, углубление знаний по математике по моему предмету, вовлечение ученика, понимание основ чисел и современных новых технологий – это отдельный вопрос. Одной из наших главных задач является преподавание математики школьникам с использованием новых технологий в современном новом веке. Математика состоит из задач. Точность, правильные расчеты, не ошибиться в цифрах, в шагах, которые делает человек, в том, как он ходит, в торговле, которую он совершает, в доме, который он строит. В природе это высота гор, обитающие в природе животные, количество деревьев, влажность дождя и снега, выпадающего на землю, количество пища, которую люди едят ежедневно, размер их одежды, площадь дома и квадратура каждой комнаты, размер размещаемой на нем мебели.
Все в нашей жизни состоит из миллиметров, сантиметров, метров, километров. С этой точки зрения, не изучая математику, человек не может стать бухгалтером, например, продавцом в магазине, заняться бизнесом. Существует множество мнений, что если умееть считать свои деньги, то можно жить и не совершать ошибок. Однако овладение математикой как предметом, ее методами и особенностями, формулами является одной из основных целей школьного образования. Математика выражается через обучение абстракции и логическим рассуждениям, расчетам, счетам, измерениям и систематическому расположению, представлению и преобразованию физических объектов.
Для обучения школьников математике необходимо привлекать их к внутришкольным и районным предметным олимпиадам. Оба мероприятия открывают ученику возможность правильно изучать математику, изучать каждую тему, преподаваемую на уроке, исходя из школьной программы. Повышение познавательной активности обусловлено интересом к предмету. Это также повлияет на будущую профессию. Развивает способность быстро думать. Один из наиболее эффективных способов использования сегодня новых программ в школьной программе – узнавать о новостях математики в мире и стране с помощью интернета, участвовать в практических занятиях. В сельской школе у нас есть доступ в Интернет.
Успех учеников, которых я обучаю в школе, – это результат работы учителя. В своей работе я применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов. В процессе работы над учебными проектами у школьников зарождаются основы системного мышления; формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиск аргументов; развиваются творческие способности, воображение, фантазия; воспитывается целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
По времени выполнения проектов можно выделить следующие типы:
— мини-проект (один урок)
— кратковременный (несколько уроков)
— долговременный (от недели до года, либо несколько лет).
Учащиеся с долговременными проектами обычно участвуют на различных конкурсах научных проектов.
Темы долговременных проектов моих учеников: «Способы решения квадратных уравнений» Низамдунов Муслим; «Рациональные способы прививки яблонь в условиях Алматинской области» Кадирова Гулназ и Омарова Гулзара; «Авторские задачи для развития функциональной грамотности» Давлетжанов Дильяр и Ахметова Нармина.
Был получен следующий результат работ на различных конкурсах проектов:
В 2015-2016 гг. в конкурсе научных проектов Дарын по математике на районном этапе 1 место, на областном этапе 2 место занял ученик 9 класса Низамдунов Муслим; В 2015-2016 гг. в конкурсе научных проектов Дарын по биологии на районном этапе 1 место, на областном 2 место заняли ученицы 9 класса Кадирова Гулназ и Омарова Гулзара; В 2016-2017 гг. в конкурсе научных проектов МАН по математике на районном этапе занял 3 место ученик 10 класса Низамдунов Муслим; В 2016-2017 гг. в конкурсе научных проектов МАН по биологии на районном этапе 1 место, на областном 3 место заняли ученицы 10 класса Кадирова Гулназ и Омарова Гулзара.
В 2017-2018 гг. в конкурсе научных проектов МАН по биологии на районном этапе 1 место, на областном 3 место заняли ученицы 11 класса Кадирова Гулназ и Омарова Гулзара; Алматы қаласында 2020 жылы өткізілген «Рухани жаңғыру» бағдарламасы аясында және Әбу Насыр әл-Фарабидің 1150 жылдығына арналған «Жас әл-Фараби» мектеп оқушыларының ғылыми-зерттеу жұмыстарының VII Республикалық конференциясында Ахметова Нармина III дәрежелі диплом, Давлетжанов Дильяр, I дәрежелі дипломмен марапатталды. 2020 жылы Талдықорған қаласында оқушылар арасында ұйымдастырылған XVII республикалық «Зерде» зерттеу жұмыстары мен шығармашылық жобалар конкурсының аудандық кезеңінің жүлдегері математика секциясы 7 сынып оқушысы Ахметова Нармина, 2020 жылы Талдықорған қаласында өткен XVII республикалық «Зерде» зерттеу жұмыстары мен шығармашылық жобалар конкурсының облыстық кезеңінің математика секциясы бойынша 7 сынып оқушысы Ахметова Нармина жүлдегер атанып, II дәрежелі дипломға ие болды. 2021 году на районном этапе конкурса научных проектов «Дарын» заняла 2 место ученица 8 класса Ахметова Нармина,
Сегодня можно много говорить о причинах популярности метода проектов. Но самая главная из них – это развитие компетенций учащихся, которые так необходимы в современном мире. И это непосредственно сопричастно с творчеством. Становясь творческим человеком, школьнику будет проще войти в мир, ждущий от него нового, неизведанного. И именно метод проектов позволяет развивать творческое начало в учащихся.
Следовательно, применение метода проектов является одним из условий становления личности школьника.
МАМЕТЬЯРОВА Зарина Савутовна,
Учитель математики СШ имени М.Хамраева с ДМЦ,
Уйгурского района, Алматинской области
Литература:
1.Азарова Л.Н., Оленева Н.А., Основные подходы к пониманию сущности понятий «Проектная деятельность»,
«Метод учебных проектов», «Учебный проект»
2.Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001.
Источник: history maps; ru.citaty.net;
[1], [2] открытая интернет энцеклопедия «Уикипедия».