Современные технологии в преподавании истории Казахстана

ТОКАЕВ Касым-Жомарт,

Президент Республики Казахстан

—Неподалеку отсюда находится место, где был расположен некогда знаменитый город Сарайшык. Из истории известно, что он был важнейшим административным и торговым центром Улуса Джучи и Казахского ханства. Сарайшык, через который пролегал Великий шелковый путь, в свое время играл большую геостратегическую роль, содействуя интенсивному экономическому, политическому, культурному взаимодействию Востока и Запада. Из этого места наши знаменитые ханы правили Великой степью, некоторые из них нашли тут вечный покой. По мнению историков, именно здесь похоронен Касым хан, превративший Казахское ханство в мощное государство. Одним словом, Сарайшык занимает особое место в нашей многовековой истории».

(Из выступления Главы государства на третьей сессии

Национального курултая)

       История —  бесценное сокровище, охватывающее прошлое и настоящее народа, его национальные ценности, язык и душу, традиции. Чем глубже мы в него погружаемся, тем больше обнаруживаем, что это неисчерпаемый кладезь.

Современное образование требует от учителей гибкости, креативности и умения использовать новейшие технологии для повышения эффективности учебного процесса. История Казахстана – это не просто изучение дат и событий, а глубокий анализ прошлого, позволяющий понять настоящее и прогнозировать будущее. Однако традиционные методы преподавания не всегда способны заинтересовать учеников, особенно в эпоху цифровых технологий. Сегодняшние школьники растут в информационном обществе, где доминируют цифровые технологии, мультимедийный контент и интерактивные формы обучения. Использование современных образовательных технологий помогает сделать изучение истории Казахстана более доступным, увлекательным и эффективным.

Применение цифровых инструментов и интерактивных методик в преподавании истории Казахстана способствует: 1.развитию критического мышления у учащихся; 2.формированию исследовательских навыков; 3.повышению мотивации к изучению предмета; 4.внедрению индивидуального подхода к обучению. На уроках истории  Нового Казахстана, я использую новые технологии, например, использование мультимедийных ресурсов Google Earth – позволяет создавать 3D-модели исторических мест, исследовать древние маршруты и территории Казахстана. Chronas.org – интерактивная карта, на которой можно отслеживать изменения границ и политических образований на территории Казахстана в разные исторические периоды. National Geographic MapMaker – сервис, позволяющий создавать персонализированные исторические карты.

Учебные материалы, подготовленные на основе современных новых технологий, очень удобны для запоминания и припоминания учащимися исторических дат, событий и их значимости. Учащиеся могут отвечать на вопросы по нашей истории с помощью специальной программы, используя интерактивную доску во время урока. История — сформированная в древние времена и передаваемая от отца к сыну, является гарантом будущего. Эти ресурсы необходимы ученикам для углубления знаний нашей истории и сохранения прошлого и настоящего нашей истории в своей памяти. В частности на уроках использую такие  полезные источники, как YouTube-канал «Arman Suleimenov» – содержит краткие и доступные объяснения по истории Казахстана. Документальные фильмы: «Қазақ хандығы» – об истории Казахского ханства. «Золотая Орда» – рассказывает о формировании государства и его влиянии на регион. «Тәуелсіздік жолында» – о пути Казахстана к независимости.

Популярная цифровая платформа BilimLand для знакомства школьников с историей нашего народа оказывает большую помощь в расширении образовательного кругозора. BilimLand – это казахстанская образовательная платформа, которая содержит интерактивные уроки по истории Казахстана, тестовые задания и видеоуроки. Возможности BilimLand:

  • Интерактивные уроки с иллюстрациями и анимацией.
  • Видеоуроки с объяснением ключевых тем.
  • Автоматизированное тестирование знаний.

Пример использования: Тема: «Казахское ханство».

  • Учитель демонстрирует видеолекцию по теме.
  • Ученики выполняют интерактивное задание (например, определяют правителей ханства и их вклад в историю).
  • Завершают тему тестированием на платформе.

Coursera и Khan Academy – мировые онлайн-платформы

Khan Academy:

  • Бесплатные видеоуроки и тесты по истории.
  • Простое и доступное объяснение сложных тем.

Пример использования: Тема: «История Казахстана в контексте всемирной истории».

  • Учитель предлагает учащимся пройти видеоуроки по истории средневековой Евразии.
  • Учащиеся анализируют материалы и готовят сравнительную таблицу.

Платформы дистанционного обучения: Platonus и Moodle.

Platonus и Moodle – это системы управления обучением, которые широко используются в вузах и школах Казахстана.

       Создание мультимедийного контента. Использование мультимедийных инструментов позволяет учащимся выражать свои знания и креативность через инфографику, видеоролики, подкасты и интерактивные презентации. Полезные инструменты:

  • Canva, Piktochart – для создания инфографики.
  • iMovie, Adobe Premiere Rush – для монтажа видеороликов.
  • Audacity, Anchor – для записи подкастов.

Пример задания: Создать видеоролик о вкладе Казахстана в победу во Второй мировой войне.

  • Разработать инфографику о Великом Шелковом пути и его влиянии на Казахстан.

Выше я назвала  важности ряда новых технологий в образовании, которые помогут нашим ученикам изучать, понимать и уважать нашу собственную историю. Мы используем эти платформы на наших ежедневных уроках для развития способностей и интереса учащихся к истории с помощью новых технологий. Я горжусь тем, что являюсь учителем, который посвящает все свои силы воспитанию и образованию молодого поколения нашей страны – в духе подлинного патриотизма, которые уважают свой родной язык, свободно и культурно говорят на нем, чтобы каждый ученик мог узнать историю своего родного народа.

ИСАЕВА  Асия Султанқызы,

учитель истории

КГУ«Енбекская средняя школа с Орнекской начальной школой»

Енбекшиказахского района, Алматинской области