Размышления о том, каким должен быть современный учитель

Кто такой современный учитель? Каким он должен быть? Какими же психолого-педагогическими компетенциями должен обладать современный учитель? Какие качества ему необходимы?

Важно помнить, что в современном обществе требования к учителю высокие. Профессия учителя одна из наиболее важных и сложных профессий. Она требует не только хорошего образования, знаний, умений и навыков, но и особых личностных данных, любви к детям, к своей профессии.

Первой и, на мой взгляд, ключевой компетенцией хорошего, современного учителя является умение работать в команде.

Также важно обладать умением быть вместе с кем-то: с учеником, с родителями или со своими коллегами, с администрацией школы, чтобы, совместно взаимодействуя, решать насущные проблемы образования и воспитания детей. То есть коммуникация — это вторая важная компетенция, которой должен обладать учитель. Коммуникация тесно связана с таким понятием, как рефлексия, так как коммуникация по отношению к себе — это и есть рефлексия.

Рефлексия — это настойчивая потребность, чтобы анализировать свою собственную профессиональную деятельность, анализировать учебный и воспитательный процесс. Вот такой рефлексирующий учитель, исследователь, который видит проблему в рутине своей деятельности, видит ее, описывает, анализирует, делает выводы, ищет пути решения.  Это тоже очень важная характеристика современного учителя.

То есть современный учитель — это, прежде всего, человек, который работает в сообществе. Во-вторых, это человек, который умеет коммуницировать. В третьих, это человек, который подвержен постоянной рефлексии своей профессиональной деятельности, при этом непрерывно повышающий свою квалификацию. А также это человек, который готов исследовать, готов находить интересные, креативные и необычные варианты решения тех или иных педагогических проблем.

Что же касается личных качеств, которыми должен обладать современный учитель? Здесь я бы выделила, в  первую очередь любовь, к детям и терпение. Работа с детьми всегда требует огромного терпения и искренней любви. При этом учителю необходимо учитывать  потребности всех детей, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, языковых и культурно-этнических особенностей. Важно проявлять любовь и терпение в отношении всех детей и в том числе детей, имеющих особые образовательные потребности, чтобы обеспечить благоприятную среду для их полноценного развития, обучения, воспитания и самореализации. Ведь в условиях гуманистической направленности развития всех социальных сфер, можно сказать, что любой образовательный процесс должен быть инклюзивным, это очень важно.

Не менее важные качества, которыми должен обладать  учитель — это, конечно же, доброта и отзывчивость. Ведь они помогают создавать доверительную атмосферу, где каждый ученик будет чувствовать себя  защищенным, нужным и важным. Эти качества позволят учителю вовремя заметить ту или иную проблему ребенка и помогут вовремя оказать ему поддержку.

Умение понимать эмоции и чувства учащихся — одно из важнейших качеств. Эмпатия помогает учителю находить индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его настроение, характер и особенности. Конечно же, учитель должен быть объективным и справедливым, он должен одинаково относиться ко всем детям, не выделяя так называемых “любимчиков”.

Порою работа с детьми и родителями может быть эмоционально напряженной, в любой сложной ситуации учитель должен сохранять спокойствие, не поддаваться эмоциям и быстро принимать своевременные решения, поэтому стрессоустойчивость -это тоже неотъемлемое качество современного учителя.

Коммуникабельность — это жизненно необходимое качество, она помогает выстраивать конструктивные взаимоотношения с детьми, с их родителями, коллегами и помогает эффективно взаимодействовать при решении возникающих вопросов.

Адаптивность – это быть способным адаптироваться ко всяким изменениям в образовательной среде и к потребностям учащихся.

Немаловажно быть оптимистом и обладать чувством юмора. Умение видеть позитивные стороны в любой ситуации создают атмосферу радости и доверия. Это способствует  созданию благоприятного психоэмоционального климата и помогает учителю вдохновлять учеников, а ученикам справляться с трудностями.

Конечно же, учитель должен обладать высоким уровнем компетенции в области предметных знаний, чтобы грамотно передавать учебную информацию ученикам. Современный учитель — это человек, знающий психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей, а также теоретико-методологические основы общей, возрастной и специальной педагогики и психологии, концепций, технологий и особенностей организации инклюзивного образования, знающий причины возникающих психолого-педагогических проблем, барьеров и рисков. Одним словом, учитель, хороший современный учитель — это   виртуоз, ему просто необходимо достичь во всем высшей степени мастерства, а самое главное быть и оставаться Человеком.

                                                                     КАЛИЕВА Марал Нурмукашевна,

                                                                             психолог, КГУ «Гимназия№15»,

                                                                                                                   г.Алматы.