«КПД теплового двигателя»

Раздел  
ФИО педагога ТОХТАРБАЕВА Курал Унербековна
Дата 23.11.22
Класс  8 ж Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока КПД теплового двигателя
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 8.3.2.19 определять КПД теплового двигателя;

8.3.2.21 предлагать пути совершенствования тепловых двигателей;

Цель урока            — научаться применять формулу  для вычисления КПД теплового двигателя при   решении задач;

— смогут обобщать и систематизировать знания о тепловых двигателях в современном мире

Критерии успеха Определяет  КПД теплового двигателя;

Предлагает  пути совершенствования тепловых двигателей

Совместная  работа: Знакомство с новой темой;

Ознакомление с целью урока и критериями оценивания; Объяснение новой темы с помощью цифровых ресурсов; Выполнение заданий на подтверждение с помощью видеоролика;

Парная работа

Учить, умение работать с партнером

Выполнение совместных задач согласовано;

Нахождение  ответов на задания;

 

Индивидуальная работа

Самостоятельно выполнять учащимися  задания;

Ход  урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Оценивание Ресурсы
Организационный этап 1-8 минут Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания.

Обращаю ваше внимание, что

— Сегодня вам предлагается для записей не только рабочая тетрадь, но и лист взаимооценки.  Подпишите его.

Задание № 1

Проверка домашнего задания

1)      Установите соответствие между законами  термодинамики  и их определениями

Невозможно непрерывно совершать работу за счет охлаждения одного  отдельно  взятого источника энергии
Первый  закон термодинамики
Второй  закон  термодинамики
Количество теплоты, преданное газу, идет на  изменение  его внутренней энергии и на совершение  им механической  работы

2)      Запишите формулу нахождения работы пара и газа при его расширении ____________________

3) Устройство, предназначенное для преобразования внутренней энергии газа

или пара в механическую энергию.

A) Вечный двигатель.

B) Электродвигатель.

C) Тепловой двигатель.

D) Динамо-машина.

4)      Тепловой двигатель состоит из …

A) Нагревателя и холодильника.

B) Рабочего тела и нагревателя.

C) Нагревателя, холодильника и рабочего тела.

D) Рабочего тела и холодильника.

Дескриптор

-Устанавливает соответствие между законами термодинамики и их определениями       — 2 балл

-Записывает формулу нахождения работы пара и газа при его расширении                      — 1балл

-Определяет устройство для преобразования внутренней энергии газа или пара в механическую энергию.                                                                                                                                           — 1 балл

-определяет схему теплового двигателя                                                                                – 1 балл

Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем Интерактивное обучение  взаимоценивание

ФО :

за  каждый  првильный  ответ  получают по 1 баллу

 

Слайды  1

Слайд 2-6

 

 

 

 

Изучение нового материала  8-15  минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15-25  минут

 

 

25-30

 

 

 

Учащиеся работают со схемой теплового двигателя

С помощью наводящих вопросов учителя называют тему урока «КПД теплового двигателя»

Учитель сообщает цели урока и объясняет новую тему

Учитель объясняет новую тему

КПД двигателя обычно выражают в процентах. Он всегда меньше единицы, т. е. меньше 100% . Например, КПД двигателей внутренне­го сгорания 20 — 40% , паровых турбин — выше 30% .

Задание 2 на размышление «НЕОБЫЧНЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ»

 

Задание 3 Работа по группам

Практическая часть урока  

1. Один из учеников при решении получил ответ, что КПД теплового двигателя равен 200%. Правильно ли решил ученик задачу?

Нет. КПД теплового двигателя не может быть больше 100% или равен 100% ( 2 балла)

2. КПД теплового двигателя 45%. Что означает это число? (45% энергии идет на совершение полезной работы, а 55% энергии тратится впустую на обогрев атмосферы, самого двигателя и т.д.)

(2 балла)

Дескриптор 

— могут объяснить почему ученик неправильно решил задачу

— Определяют какая часть внутренней энергии идет на совершение работы, а какая часть энергии тратиться впустую

 3.          

Дано:

Т1=300oC

Т2=100oC

Дано:

А=300 Дж

Q1=600 Дж

Дано:

Q1=1000 Дж

Q2=200 Дж

η – ? η – ? η – ?

(2 балла)

4.Определите КПД двигателя трактора, которому для выполнения работы 1,9 · 107 Дж потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2 · 107 Дж/кг. ( 2 балла)

Дескриптор

— знает, что КПД меньше 100%

— записывает формулу для нахождения КПД

-Вычисляет количество теплоты топлива

— Вычисляет КПД теплового двигателя

 

В ходе обсуждения выделяют три основных элемента, которые обязательно должны быть в тепловых двигателях:

— нагреватель (горящее топливо),

— рабочее тело (газ, пар),

— холодильник (вода, атмосфера).

Обсуждают и делают выводы совместно с учителем

 

 

Учащиеся делятся впечатлениями после просмотра видео

 

 

 

Учащиеся самостоятельно решают задачи

Словесная оценка учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФО:
словесная  оценка учителя

 

 

 

 

ФО :

за  каждый  првильный  ответ  получают по 1 баллу

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

Просмотр видео  по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=gbVWpEd74To&t=354s

слайд 9

 

 

Слайд 10-11

Закрепление полученных знаний 30-35 минут Оценивание по карточкам

Задание 4   Игра «Верю — не верю».

1. Энергию движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называют внутренней энергией. (Верю)

2. Внутренняя энергия обозначается буквой Q  и измеряется в Джоулях. (Не верю)

3. Внутреннюю энергию тела можно изменить только путем теплопередачи. (Не верю)

4.Чтобы найти количество теплоты, выделяющуюся при полном сгорании топлива, нужно удельную теплоту сгорания этого топлива умножить на его массу. (Верю)

5. Энергия может появляться и исчезать бесследно. (Не верю)

6. Энергия может переходить из одного вида в другой, сохраняя свое полное значение. (Верю)

 

Решают задачи ФО: взаимное оценивание по критериям, самопроверка по образцу, комментарии учителя

 

Слайд 12
Рефлексия

35-40

Рефлексия деятельности учеников в конце урока:

-Каковы мои достижения на уроке?

— Как я оцениваю свои усилия по выполнению работы на уроке?

— Что у меня сегодня не получилось? Как это исправить?

Подсчитываются баллы за урок в оценочном листе.

15 – 19 б – Ты сегодня Прекрасно Поработал!

10- 14 б – Ты Молодец!

Менее 10б- «Твой успех зависит от тебя!

Домашнее задание § 15- § 16

Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.  Записывают домашнее задание

 

Слайд 13

 

 

ТОХТАРБАЕВА  Курал  Унербековна,

учитель физики

КГУ «Общеобразовательная средняя

общеобразовательная школа № 31 имени Аль-Фараби»,

«Отдел  образования по  Талгарскому району

                                                          Управления образования Алматинской области