«Решение текстовых задач»

 

Раздел 5. Проценты
ФИО педагога ТРОШАНОВАТатьяна Владимировна
Дата   
Класс   5 «Б» Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Тема урока(3) Решение текстовых задач
Цели обучения в соответствии с учебной программой 5.5.1.6 решать текстовые задачи на проценты;
Цели урока Учащиеся:

Совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач

Ход урока
Этап урока Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы
Начало урока

2 мин

Приветствие,  организует  внимание  учащихся Организуются, настраиваются  на  работу
5 мин Разминка:

Читает обучающимся задачи, принимает ответы

1.       В аквариуме плавало 9 больших рыбок, а маленьких в 3 раза больше. Сколько маленьких рыбок плавало в аквариуме?

2.       В корзине лежало 8 яблок и 24 груши. Во сколько раз больше было груш, чем яблок?

3.       В одном пакете лежит   10 кг муки, а в другом пакете в 2 раза меньше. Сколько килограммов муки лежит во втором пакете?

Спрашивает, как называют задания подобного типа в математике, какую тему изучали на предыдущих уроках, предлагает назвать тему сегодняшнего занятия

Ученики перечисляют все изученные темы.

Отвечают на вопросы учителя

Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь, устно определяют цели урока.

 

ФО: словесное одобрение учителем

 

Середина урока

10 мин

Просит выполнить задание №1

Проговаривает критерии оценивания

Вариант 1

Запишите десятичные дроби с помощью процентов:

0,13 = 0,13 ∙ 100 = 13 %

0,02 = 0,02 ∙ 100 = 2 %

6,2 = 6, 2 ∙ 100 = 620 %

1,38 = 1,38 ∙ 100 = 138 %

0,183 = 0,183 ∙ 100 = 18,3 %

 Вариант 2

       Запишите проценты в виде десятичной дроби:

5 % = 5 % : 100 % = 0,05

23 % = 23 % : 100 % = 0,23

130 % = 130 % : 100 % = 1,3

50 % = 50 % : 100 % = 0,5

100 % = 100 % : 100 % = 1

Выполняют индивидуально в тетради.

 

 

Выполняют взаимооценивание.

Взаимопроверка при помощи ответов на доске, с обсуждением ошибок.

 

Карточка с заданиями

 

Лист оценивания

Раздает памятки с описанием видов и подсказки  по решению текстовых задач.

Озвучивает кратко их содержание.

Слушают учителя

Записывают необходимую информацию

Оформляют в тетради знакомятся с памятками

 

 

Обратная связь с учителем:

Уточняющие вопросы

 

ФО: словесное одобрение учителем

 

 

Приложение 1 «Памятка по видам задач на проценты»
Середина

10-13  мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12-15 мин

Пример 1.

В книге 60 страниц, Руслан прочитал 30 %. Сколько страниц прочитал Руслан?

Решение:

Всего в книге – 60 стр. (100 %)

Прочитал — ? стр., 30 %

30 % =

60 : 100 30 =18 (стр.)

Ответ: Руслан прочитал 18 страниц.

Пример 2.

Максим прочитал 45 % книги. Сколько страниц в книге, если он прочитал 180 страниц?

Решение:

Прочитал 45 % или 180 стр.

Всего страниц в книге — ? (100 %)

45 % =

180 : 45 100 = 400 (стр.)

Ответ: в книге 400 страниц.

Пример 3.

Фрекен Бок испекла 250 пирожков, Карлсон съел 10 пирожков. Сколько процентов всех пирожков составляют пирожки, которые съел Карлсон.

Решение:

Испекла – 250 пирожков

Съел – 10 пирожков, ? %.

10 : 250 100 = 4 (%.)

Ответ: 4 %.

 

 

Выполняют в тетрадях. Работая в парах

Проговаривают алгоритм.

Обсуждают и оценивают результаты.

 

Корректирование действий учащихся учителем

Самооценивание

Дескриптор:

1.       Записывает краткую запись (схему) задачи.

2.    Определяет тип задачи (1, 2 или 3).

3.    Записывает решение задачи и ответ.

 

 

Оценивание:

За верно решенную задачу   получают 3 б

Макс =9 б

 

Обратная связь:

Выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения

 

 

 

 

Карточка с заданиями

 

Лист оценивания

Самостоятельная работа:

Вариант 1

a)       Недельная норма флориста составляет 60 букетов. За первый день он выполнил 20 % нормы. Сколько букетов сделает флорист за первый день?

b)      Туристы прошли 23 км, что составляет 46 % длины всего маршрута. Какова длина всего маршрута?

c)       В школе 750 учеников. Из них 195 учат китайский язык. Какой процент учащихся учат китайский язык?

Вариант 2

a)       Недельная норма флориста составляет 80 букетов. За первый день он выполнил 20 % нормы. Сколько букетов сделает флорист за первый день?

b)      Туристы прошли 31 км, что составляет 62 % длины всего маршрута. Какова длина всего маршрута?

c)       В школе 750 учеников. Из них 180 учат английский язык. Какой процент учащихся учат английский язык?

 

Работают индивидуально, выполняя задания из раздаточного материала

 

Первых верно решивших учеников оценивает учитель, затем эти учащиеся проверяют работы оставшихся учеников

Дескриптор:

1.       Записывает краткую запись (схему) задачи.

2.    Определяет тип задачи (1, 2 или 3).

3.    Записываю решение задачи и ответ.

 

 

Оценивание:

За верно решенную задачу   получают 3б

Макс =9 б

Обратная связь

-кто выполнил задания правильно?

-какие затруднения испытали?

Комментарии и рекомендации

 

 

 

Карточка с заданиями

 

Лист оценивания

Дополнительные задачи:

Ø  За невыверенную оплату банковского займа банк ежемесячно взымает пени (штрафные санкции) в размере 6 % от займа. Какую сумму заплатит клиент этого банка, взявший займ в размере 120 000 тенге, если он просрочил выплату на 3 месяца?

Ø  В мебельном магазине продали диван за 460 000 тг. Определи сумму налога, если НДС составляет 12 % от стоимости товара.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог. Исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю.

Ø  Самолет при перелете из Алматы в Москву теряет 7 % своего предполетного веса. Определи вес самолета в Москве, если предполетный вес самолета в Алматы был 9200 кг.

 

Работают индивидуально, выполняя задания из раздаточного материала Сверяют с ответами, оценивают свою работу Самооценивание

 

Дескриптор:

1.       Записывает краткую запись (схему) задачи.

2.    Определяет тип задачи (1, 2 или 3).

3.    Записываю решение задачи и ответ.

 

 

Оценивание:

За верно решенную задачу   получают 3б

 

 

Приложение №2
Конец урока Составить и оформить памятку по решению задач на проценты, и придумать и решить по одной задаче на каждый тип. Учащиеся записывают домашнее задание Комментарий учителя
3 мин Подведение итогов урока.

Просит подсчитать количество баллов набранных за сегодняшний урок.

Подсчитывают количество балов за урок.

 

Самооценивание

 

Оценивание:

22-20  б-тему усвоил на отлично

17-19 б – тема усвоена на хорошо

9-16 б –тема усвоена удовлетворительно

Менее 9б = нужно еще раз изучить данный материал или обратиться за помощью к учителю

 

Лист оценивания

 

ТРОШАНОВА Татьяна Владимировна, 

учитель математики

КГУ «Балтабайская средняя школа с ДМЦ»

 «Отдел  образования по  Енбекшиказахскому району

                                Управления образования Алматинской области»